content/news/images/167598/BOB_9339(1).jpg
13:05, 22.01.2024 / ЭКОНОМИКА

Руслан Семенюк: «Наша мебель будет конкурировать с IKEA»

В деловом издании «Федеральный Бизнес Журнал» опубликовано интервью с председателем совета директоров ООО «Лузалес» Русланом Семенюком, который совершил одну из самых громких сделок прошлого года, и вся страна вдруг узнала о том, что в небольшой северной республике есть такая компания, которой по плечу и по зубам побороться и приобрести в итоге активы IKEA. А в ближайшее время компания намерена конкурировать с самими шведами на мировом мебельном рынке.

Руслан Семенюк: «Наша мебель будет конкурировать с IKEA»
Фото из архива БНК

— Насколько существенно сделка со шведами повлияла на планы развития компании?

— Конечно, мы и раньше хотели построить мебельную фабрику, но где-нибудь лет через десять. Это было логично: мы производим пиломатериалы и из них можем делать мебель, не только мы, но и весь мир делает ее из российского леса. И мы можем, просто у нас не было финансовой и технологической возможности. Но в итоге мы шагнули в будущее сразу на десять лет вперед. Это очень хорошо, но представьте: вам десять лет, а ваши вещи на двадцатилетний возраст, и с этим надо как-то жить. Вот и живем, и теперь по-другому смотрим на развитие. Ни один заявленный инвестиционный проект мы не бросим, просто на каждый из них смотрим под иным углом, с учетом новой конфигурации нашего бизнеса. До покупки фабрик IKEA мы запускали параллельно несколько проектов. Сейчас ориентируемся на дальнюю перспективу и перед запуском нового направления стараемся учесть максимум: как проект будет развиваться внутри компании, какую пользу ей принесет. Подобный подход применяют в основном крупные компании с большим, чем у нас, ресурсом — человеческим, финансовым. Но сделка со шведами для нас оказалась во многих смыслах сделкой «на вырост». Вместе с фабриками мы приобрели систему управления людьми и организацией производства. До этого управление проектами и компанией осуществлялось в основном в ручном режиме.

— Сделка длилась более полугода. Какой из ее этапов лично для вас был самым сложным?

— Когда мы шли на эту сделку, исходили из того, что этот актив позволит компании, стране развиваться, делать нашу жизнь лучше. Были претенденты, которые преследовали совсем иные цели — купить и потом перепродать. Было тяжело воспринимать, что такие компании и инвесторы тоже есть. И при этом их ресурсы значительно превышают наши. Я задавался вопросом, мне было непонятно, зачем эта сделка тем, кому неважно, что будет дальше с этими фабриками, а нам важно. За этим активом стоят люди и налаженный бизнес, который при правильном подходе и понимании будет и дальше приносить пользу стране. В процессе обсуждения я избавился от многих иллюзий, да и не только я. Многие из нас в эти два года вынуждены были снять розовые очки. Спасибо этим обстоятельствам — теперь мы живем в реальном мире.

— В бизнесе IKEA важную роль всегда играла философия: у него свои ценности, культура производства. Вы их разделяете? Насколько они схожи с вашими?

— Наши подходы к бизнесу и ценности во многом совпадают. В первую очередь, мы также ценим людей, поэтому никого не уволили. Некоторые топ-менеджеры ушли по собственному желанию, думаю, потому что таковы были договоренности с предыдущими владельцами. Этот бизнес, как и наш, имеет длинную историю. Десятилетиями лучшие умы разрабатывали модель производства IKEA, формировали эти подходы. Было бы странно и нелогично все это разрушить, такой багаж надо ценить не меньше станков и других активов.

BOB_9128.jpg

— Как вы думаете, почему бывшие владельцы IKEA сделали выбор в вашу пользу?

— Думаю, они руководствовались логикой. «Лузалес» давно и успешно работает в лесной отрасли, хочет купить фабрику мебели, которую делают из пиломатериала. Все логично — это с одной стороны. Другая сторона тоже есть: мы понимаем в производстве, но не в продажах на розничном рынке подобного продукта. Но что для них было важнее — наше желание сохранить производство и коллектив. Шведы не побоялись того, что через некоторое время мы будем впрямую конкурировать с ними на мировых рынках. У нас для этого есть все технологические возможности, кроме выстроенной сети продаж. У шведов с ней все в порядке, поэтому нам еще предстоит научиться с ними конкурировать, и это реально, ничто и никто не запрещает нам поставлять нашу мебель куда угодно. Для нас это будет новый путь.

— Вы уже приняли окончательное решение, что пойдете по нему?

— Сначала надо на 100% загрузить мощности мебельных фабрик и наладить продажи в России, насытить российский рынок. Уже сегодня ежемесячный рост продаж нашей мебели составляет порядка 10-15%. Уже сегодня с нами сложно конкурировать и российским, и белорусским производителям. Качество у нас лучше, потому что технология другая, а цену мы даем ниже, чем кто-либо еще.

— Когда сделка с IKEA состоялась, речь шла о производстве мебели для школ и детских садов по всей стране. Рассчитываете на госзаказы?

— Я ставлю себя на место чиновника, пытаюсь понять, как он рассуждает. Он знает, что на территории Российской Федерации есть компания, которая давно работает с пиломатериалами, теперь она делает хорошую мебель. Чиновник, действующий в интересах государства, должен покупать все лучшее и качественное, но он пока не спешит. Между тем у меня уже есть видение, что мы можем предложить, — школьные парты, которые будут служить десятилетия, как в моем детстве было. Сейчас ребенок пару раз бросил на парту рюкзак, она и подломилась. Мы же не просто сделаем деревянную парту, но и шпонируем ее, такая парта будет служить 15-20 лет. Уверен, что все срастется, потому что мы предложим качественно и недорого. Наш диалог с мэрией Москвы уже приобретает вполне конкретный характер — обсуждаем модели. Говорили с правительством Коми, Ленобласти и с другими регионами, но Москва, как всегда, впереди всех.

— А где розничный потребитель уже сейчас может купить вашу мебель?

— Мы поставляем в крупнейшие специализированные сети «Аскона» и Hoff.

Вы легко ее найдете по необычным названиям. Например, модельный ряд столов называется «шондi», что в переводе с языка коми означает «солнце». Стол, за которым собирается все семья, родня и друзья, — символ объединения, как и солнце. Линейка стеллажей называется «сынод» (в переводе с коми-пермяцкого — «воздух»), потому что они визуально легкие и в сборке простые. Мы хотели, чтобы каждое название что-то рассказывало о нашей республике, где мы живем, работаем, откуда тот самый лес, из которого сделана эта мебель. Все это придумано с тем прицелом, чтобы вновь и вновь звучала Республика Коми, которая дала жизнь мне, бизнесу, который начинал когда-то мой отец. Так мы популяризируем традиции и культуру наших мест, чтобы как можно больше людей узнали о них.

BOB_9112.jpg

— А что вы рекомендуете посмотреть тем, кто впервые приедет в Коми?

— В первую очередь Маньпупунер, или Столбы выветривания, мощнейшее место силы. Попасть туда можно только на вертолете, для обычных туристов это дорого. К сожалению, долгое время сохранялась такая политика, что надо потихоньку выкачивать из республики ресурсы, пора ее менять. На тот же Сахалин лететь куда дальше, там тоже дорого и надо нанимать вертолет, но туристы едут.

— Все двадцать пять лет, что существует компания, которую вы сегодня возглавляете, она находится в постоянном развитии. Еще до покупки фабрик IKEA у вас было много идей, куда инвестировать, например, вы анонсировали намерение реализовать экопроект совместно с правительством республики. Планы в силе?

— Мы хотим производить домокомплекты. У нас есть типовые проекты на три и пять тысяч квадратных метров, это будут четырехэтажные многоквартирные дома. Чтобы запуститься, нам нужны объемы, скажем, по одной из госпрограмм. Процесс непростой, но мы не отказываемся от этой идеи.

— А есть ли смысл сегодня наращивать объемы лесозаготовки, видите ли вы потенциал для роста и свободные ниши и рынки?

— За счет фабрик IKEA мы увеличили объемы и, по сути, достигли потолка. Мы можем заготавливать больше, но тогда наша эффективность будет кратно ниже.

— Один из основных ваших зарубежных партнеров — Китай, большой рынок. Готовы ли китайцы покупать у вас больше?

— Рынок КНР трансформируется последние два года: на него ринулись многие российские компании, пытались заместить сократившиеся объемы экспорта в ЕС. Мы продаем в Китай более десяти лет и знаем, что туда так быстро и легко не войдешь, не зная специфики. Китай — это не столько про бизнес, сколько про отношения. Когда нам было плохо, когда нас подвели некоторые наши партнеры, именно китайцы первыми пришли на помощь. Спустя полгода, когда мы вспоминали эту историю, я спросил, почему они помогли нам. И ответ меня по-настоящему тронул: если ведут с тобой бизнес, не делят на свое и чужое, а считают, что делают одно с тобой, общее дело. Благодаря этим отношениям нам и удалось сохранить всех китайских клиентов, несмотря на попытки конкурентов перекроить рынок.

BOB_8885.jpg

— Последние пару лет лихорадило и внутрироссийский рынок лесоматериалов. Удалось ли отрасли выйти из этого пике?

— Было очень тяжело. Недаром президент страны в марте провел отдельное совещание по лесозаготовке, где заявил, что лесозаготовителям Северо-Запада надо помочь. Мы начали катиться вниз с сентября 2022 года, в марте продолжали, но были приняты меры, которые помогли стабилизировать ситуацию — нам вовремя постелили соломки.

В отношениях бизнеса и власти взаимопонимание и доверие особенно важны. Да, инвестор ищет, где ему предложат выгодные экономические условия, но первое, что он будет оценивать, — взаимодействие с властями. Если доверие к власти есть, будут и инвестиции, в особенности это важно в таких непростых регионах, как наш.

— Возможно, вам удалось бы сделать для республики и ее жителей еще больше, имей вы депутатский мандат. Почему вы сторонитесь политики?

— Как бизнесмен я выбираю для себя позицию помогать власти развивать социальную инфраструктуру, трудоустраивать людей. Взаимодействие власти и бизнеса всегда на пользу стране. Россия не раз смогла показать миру, что она может, что она сильная, и действительно вместе мы — сила.

— Вы управляете компанией, которую создал ваш отец, и чтите те принципы, которыми он руководствовался в жизни и бизнесе. Какие заветы вы оставите своим детям?

— Первое — уважение к людям. Второе — важно быть созидателем, а не потребителем. И самое главное — любить свое дело, искать и найти его. Важно помнить об ответственности перед людьми и их семьями.

BOB_9339.jpg

Полный текст интервью можно прочитать на сайте «Федерального Бизнес Журнала».

3141