content/news/images/171182/2018-09-05-12.42.45.jpg
15:19, 27.04.2024 / ЛАЙФХАКИ

Эксперты подсказали, как распознать поддельное голосовое сообщение

Для создания убедительного аудиосообщения преступники используют нейросети, с помощью которых можно воспроизвести интонацию, тембр голоса и особенности речи конкретного человека. Но есть способ их разоблачить.

Эксперты подсказали, как распознать поддельное голосовое сообщение
Фото БНК

Как мошенникам удается подделать голос

Благодаря современным технологиям, хакерам достаточно всего 20-секундного фрагмента разговора для создания копии голоса любого человека. Мошенники добывают образцы голоса потенциальной жертвы разнообразными методами: используют общедоступные аудио- и видеозаписи из интернета, а также данные, полученные при утечках биометрической информации. Кроме того, они могут записать голос человека, просто позвонив ему, и использовать диктофон для записи. Иногда мошенники получают доступ к аккаунту пользователя в мессенджере, применяя различные методы, такие как фишинг и социальная инженерия. Получив доступ к переписке, злоумышленники извлекают голосовые сообщения и загружают их в специальную систему, функционирующую на базе ИИ. Эта система затем анализирует голосовые образцы и учится имитировать особенности речи человека.

Могут ли мошенники позвонить в банк и украсть деньги?

С имитированным голосом жертвы мошенники могут попытаться позвонить в банк и выполнить различные операции, такие как снятие денег со счета или перевод средств на другой счет. Однако ведущие российские банки не используют систему управления счетом с помощью голоса. Например, в Сбере в качестве биометрического идентификатора для проведения платежных операций используется не голос, а лицо человека. Банки сохраняют ваш голос в биометрической базе только для того, чтобы автоматически распознавать его при звонках в техническую службу поддержки банка.

К тому же существует опасение, что мошенники запишут ваш голос и передадут в Единую биометрическую систему или биометрические системы банков. Однако, несмотря на возможность утечки биометрии из банковского хранилища, использовать ее для несанкционированной идентификации невозможно. Причина состоит в самом процессе идентификации.

Когда вы сдаете биометрические данные в базу, сохраняется не конкретное фото лица или одна аудиозапись голоса, а некий ее слепок в виде набора ваших характерных признаков. При этом восстановить по таким данным фото или голос человека практически невозможно.

Помните, что банки заинтересованы в конфиденциальности данных своих клиентов, ведь несанкционированные операции могут нанести удар по их репутации и привести к финансовым потерям, говорится в материале Роскачества.

Мошенники подделывают голоса, притворяясь вашими родственниками или знакомыми

Для создания убедительного аудиосообщения преступники используют нейросети, с помощью которых можно воспроизвести интонацию, тембр голоса и особенности речи конкретного человека. Например, позвонивший вам в мессенджер ребенок, родственник или знакомый просит срочно перевести небольшую сумму денег. Причина может быть какая угодно — ребенку срочно нужно сделать подарок другу или учительнице, пожилому родственнику не хватает небольшой суммы на покупку лекарств в аптеке. Звонивший под разными предлогами уговаривает отправить деньги на чужую карту или перевести их по чужому номеру телефона. Мошенник легко оправдается, почему перевод нужно осуществить другому человеку — можно сказать, что это счет продавца, друга, который находится рядом или что телефон разрядился. Нередко злоумышленники звонят в ночное время, чтобы застать жертву врасплох. Обычно речь идет о небольшой сумме, поэтому вопросов у жертвы не возникает и, как следствие, деньги попадают в руки мошенников.

Можно ли защититься от нового вида мошенничества?

Эксперты центра цифровой экспертизы Роскачества подготовили 10 правил цифровой безопасности, которые помогут вам не попасться на новую мошенническую схему.

— Не отвечайте на звонки с подозрительных номеров, чтобы не дать возможности украсть ваш голос. Можно воспользоваться услугой защиты от спама и мошенников от операторов мобильной связи.

— Помните, подделку голоса можно отличить по чрезмерной обработке. Если в записи сильно шумит ветер, громко едут машины, лают собаки – стоит насторожиться. Но главное: голос нейросети звучит немного механически и безэмоционально.

— Спросите у звонящего какой-то факт, который должен быть известен только вам и ему. Например, про домашних животных, общих друзей или вашу последнюю с ним встречу.

— Стоит обратить внимание на психологические уловки: если вас торопят, пытаются запугать, дают инструкции о том, что нужно совершить какие-то операции в банкомате или сообщить коды, сразу отказывайтесь от подобного общения.

— Если мошенник звонит с неизвестного номера и представляется странным голосом вашего знакомого, самый надежный вариант — перезвонить самому по его личному номеру телефона.

— Защитите свои аккаунты в соцсетях и мессенджерах.

— Внимательно подходите к размещению личной и финансовой информации в социальных сетях и других открытых ресурсах.

— Никогда не пересылайте в мессенджерах и социальных сетях сведения из документов.

— Не позволяйте мошенникам манипулировать вами и не совершайте какие-либо финансовые операции по просьбе незнакомцев.

— Соблюдайте общие антифишинговые правила: не вводите данные своего аккаунта на посторонних сайтах, старайтесь минимизировать входы через социальную сеть на сторонние сайты, не устанавливайте подозрительные приложения и регулярно проверяйте свой телефон и компьютер антивирусом.

Руководитель Центра цифровой экспертизы Роскачества Сергей Кузьменко: «Важно провести беседу с близкими и установить некую кодовую фразу, чтобы быть уверенным, что входящие звонки не являются мошенническими. Основное правило — не паниковать и не торопиться. Не стоит вестись на манипуляции мошенников и отправлять деньги на незнакомый счет. Для начала свяжитесь со своими родственниками или знакомыми, чтобы проверить информацию о предполагаемой тревожной просьбе».

904

Комментарии (0)

Добавить комментарий