Пединститут вновь собрал культурологов
В Коми пединституте стартовала очередная, восьмая по счету, международная научная конференция «Семиозис и культура», организованная кафедрой культурологии КГПИ. В этот раз основной ее темой стала актуальная философская и культурологическая проблема взаимоотношения реальности и текста. Сегодня мероприятие, начавшееся в Сыктывкаре, продолжилось в Выльгорте.
Фото Кирилла Затрутина
Открыл конференцию «Семиозис и культура: от реальности к тексту — от текста к реальности» недавно избранный ректор КГПИ Михаил Китайгородский. В своем приветственном слове он назвал ее уже сформированным брендом кафедры культурологии КГПИ.
Собственно научная часть конференции началась с выступления доцента кафедры Владимира Сулимова, обосновавшего основную проблематику мероприятия — проблематику современного текста культуры, существующего в условиях уплотнения информационного пространства и серьезных изменений в сознании человека.
Международный статус конференции обеспечило участие финна Арно Сурво из Хельсинки и эстонского ученого Арта Леете из Тарту, рассказавшего о причинах наблюдаемой в том числе и в Коми популярности пятидесятничества. Оба участвуют в этом мероприятии уже не первый год.
Впервые в Сыктывкар приехал из Москвы доктор философских наук, ведущий научный сотрудник Российского института культурологии, профессор Алексей Шеманов. Сегодня он выступил в пединституте с академической лекцией, в которой высказал свои идеи в области теории культуры. Лекция эта прошла также в рамках проекта еженедельника «Молодежь Севера» и БНКоми Experto Credite.
В первый раз в конференции приняли участие кандидат культурологии из Вологды Людмила Якушева и кандидат филологических наук из Перми Майя Петрович. Вторая из них представила доклад о творчестве сербского писателя Милорада Павича и македонского автора Венко Андоновского, переводом романа которого «Ведьма» - второго для русскоязычного читателя — она сейчас занимается.
Выступили с докладами и ученые из КГПИ, СыктГУ и Коми научного центра УрО РАН.
Сегодня конференция продолжилась уже упомянутой лекцией Алексея Шеманова, после чего культурологов отвезли в Сыктывдинский район. В Выльгорте их встретил глава муниципалитета Артур Рудольф.
После экскурсии по районному Центру народной культуры и ремесел и просмотра небольшого фильма о Сыктывдине, ученые приняли участие в организованном там же «круглом столе». Среди затронутых тем были проблемы брендирования территории, а потому без обсуждения проекта Финно-угорского этнопарка в Ыбе не обошлось.
Присланные для конференции статьи составили очередной том 317-страничного сборника «Семиозис и культура: от реальности к тексту — от текста к реальности», вышедшего тиражом в 300 экзмепляров. Издание, как обычно, отличается представленностью большого количества российских городов. В числе авторов — ученые из других стран: Украины, Белоруссии, Литвы, Польши, Грузии, Венгрии и Мордовии.
Комментарии (7)
Профессор Алексей Шеманов приехал в Сыктывкар из Москвы за свой счёт, поселился за свой же счёт в гостинице и бесплатно читает лекции по теории культуры?
А культурные культурологи - это вообще понятия несовместные. Культура если и развивается, то точно не благодаря культурологам, а вопреки им.
Как было с марксизмом-ленинизмом, так будет и с культурологией в России.
13 мая 2011 года, 18:05 | Текст: Дмитрий Целиков | Послушать эту новость
Международная группа учёных опубликовала результаты нового исследования артефактов позднепалеолитической стоянки Бызовая на западных отрогах приполярного Урала (Коми).
Стоянка была обнаружена советскими учёными в 1957 году, раскопки ведутся по сей день. В ходе нынешнего исследования анализировались находки, сделанные с 1996 года.
Большой скребок из Бызовой (фото Ludovic Slimak).
Большой скребок из Бызовой (фото Ludovic Slimak).
Возраст орудий труда и костей животных оценивается в 34–31 тыс. лет. Инструментарий выполнен в стиле мустьерской культуры, которая многими специалистами приписывается неандертальцам. Вероятно, Бызовая была едва ли не последним пристанищем этого вида.
Большинство антропологов считает, что человек разумный начал вытеснять неандертальцев примерно 75–50 тыс. лет назад. Руководитель проекта Людовик Слимак из Тулузского университета (Франция) отмечает: новое исследование показало, что неандертальцы не могли исчезнуть из-за климатических сдвигов или культурной неполноценности. Орудия труда из Бызовой никак нельзя назвать архаичными: они демонстрируют достаточно высокую ступень технического развития, которая позволила бы неандертальцам справиться с природой. Поэтому корректно говорить о том, что они исчезли, лишившись жизненного пространства благодаря конкурентному виду.
Проанализированы не только сотни каменных артефактов, но и останки шерстистого носорога, северного оленя, овцебыка, бурого медведя, волка и песца. Датировка произведена по местному песку, а также по некоторым костям (многие из них несут следы обработки).
Инструменты были отнесены к мустьерской культуре (по названию стоянки Ле Мустье на юге Франции) в основном по характеру отколов, которые учёные получили в лаборатории. Вероятно, создатели орудий труда пользовались тем же методом. Отколы применялись для изготовления двухсторонних скребков. С их помощью охотились, отделяли мясо от костей, обрабатывали шкуры животных.
Технология, которым пользовался человек разумный в верхнем палеолите (ок. 45–10 тыс. лет назад), была иной. Наши предки изготавливали не скребки, а маленькие треугольные ножи (лезвия) и наконечники копий, причём зачастую из кости, а не из камня.
Бызовая была обитаема в то время, когда неандертальцы уже вымерли почти по всей Евразии. Жилось вблизи Полярного круга тяжело, поэтому г-н Слимак и его коллеги считают, что стоянку населяли особенно крепкие особи, создавшие хорошо упорядоченное сообщество. Исследователям слабо верится в то, что столь высокоорганизованные и технически подкованные существа могли исчезнуть без посторонней помощи. Скорее всего, со временем они смешались с человеком разумным. «Взгляните на то, что сейчас происходит в Латинской Америке, — говорит г-н Слимак. — Прошло всего пятьсот лет после начала европейской колонизации — и что осталось от блистательных культур коренного населения? Представьте, что останется в течение следующего тысячелетия!»
На днях мы узнали, что неандертальцы, скорее всего, вымерли ещё до встречи с человеком. Это не отменяет предположения о том, что по крайней мере разрозненные группы поздних и наиболее стойких неандертальцев имели возможность познакомиться со своими родственниками. Считается, что человек разумный добрался до русской Арктики около 36 тыс. лет назад.
Результаты исследования опубликованы в журнале Science.